Logo

Тобольская духовная семинария

ТПДС: УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Тобольская Православная Духовная Семинария является высшим духовным учебным заведением Русской Православной Церкви. Она призвана готовить священнослужителей, церковнослужителей и специалистов в области православного богословия. О высоких требованиях, которые современная жизнь предъявляет священнослужителям, много говорится на самом высоком церковном уровне. Соответственно, высокими должны быть и требования к учебному процессу.

Известно, что в советское время уровень образования в духовных школах искусственно понижался целенаправленными мероприятиями, ведущими к ослаблению Церкви, – желанной цели советского государства. Ныне этих препон не существует. Мы совершенно свободны в выборе образовательной стратегии и способов ее реализации. Священноначалие нашей Церкви поставило задачу сделать семинарии полноценными высшими учебными заведениями; тем самым мы отходим от многовековой схемы, в которой семинарии были средними духовными учебными заведениями (академии – высшими), интегрированными в систему общего образования для сословия духовенства. С 1997 года мы перешли на пятилетний срок обучения, были введены требования по написанию и защите дипломных работ для выпускников 5 курса. Семинария имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную Министерством образования РФ.

В связи с переходом светских ВУЗов на двухуровневую систему образования, и в соответствии с решением Учебного Комитета, с 2012 года в Тобольской семинарии реализуется новый Учебный план, составленный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению "Теология". 

Выполняя требования государственного образовательного стандарта, Учебный план сохраняет традиционные элементы духовного образования. Основное внимание уделяется изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, поскольку студент семинарии должен не просто познакомиться с Библией и прочесть ее, он должен ее всесторонне изучить, чтобы она стала для него и источником вдохновения, как Слово Божие, и инструментом в практической деятельности. Поскольку не все абитуриенты владеют в достаточной степени начальными сведениями по Священному Писанию, то на 1 курсе сохраняется такой предмет, как библейская история. Кроме того, есть предметы, тесно связанные с изучением Священного Писания, – библейская археология и библеистика: библейская археология позволяет познакомиться с колоссальными достижениями и открытиями, которые были сделаны в последние два века в этой области, а библеистика - с не менее впечатляющими результатами в сфере библейской палеографии и текстологической критики.

Православие – это, прежде всего, традиция и жизнь в традиции. Выпускнику семинарии необходимо твердо знать свою веру. Эту задачу реализует предмет догматическое богословие, в котором изучается вероучение, догматика Православной Церкви. Догматическое богословие призвано не только преподать неизменные на все времена истины христианской веры, покоящиеся на Евангельском откровении, но и показать их в динамике, показать то, как эти истины веры были защищаемы на Вселенских и Поместных соборах святыми отцами и учителями Церкви от нападений не право мыслящих, еретиков. Это имеет и апологетическое, прикладное значение, поскольку каждый, изучавший догматическое богословие, может удостовериться, что все современные сектантские учения на самом деле нового ничего не изобретают: все их софизмы уже выдвигались их предшественниками, ересиархами древности, и были разбиты великими светочами богословия – св. Василием Великим, св. Григорием Богословом, св. Иоанном Златоустом, преп. Максимом Исповедником, блаженным Августином, св. Григорием Нисским и многими-многими другими святыми мужами Православной Церкви, труды которых мы имеем счастье изучать. Для первокурсников предлагается вводный и сжатый предмет догматического богословия - катехизис. Примыкает к догматическому богословию курс нравственного богословия, в котором изучаются нравственные истины православной веры, их практическое приложение и реализация в современной жизни. Нравственное богословие также имеет значительный блок тем, рассматривающих пути достижения нравственных идеалов - аскетику, а также историю этических учений в нехристианских и неправославных традициях.

Собственно защите христианского и, шире, религиозного мировоззрения посвящены такие предметы, как основное богословие и апологетика, которые призваны дать в руки студента семинарии оружие, с помощью которого он должен показать несостоятельность атеистических, безрелигиозных, материалистически мировоззренческих систем. Здесь изучается и анализируется все, что выдвигалось и выдвигается противниками религии в целом и христианства в частности. Задача ныне гораздо легче решается, нежели это было совсем недавно, поскольку мы сейчас совершенно свободны в аргументировании и защите идеалистического мировоззрения, ибо критика материализма у нас в стране больше не является государственным преступлением.

С 2005 года  был введен такой предмет, как концепции современного естествознания. Некоторые темы этой дисциплины рассматривались и ранее в курсе основного богословия, но современная ситуация потребовала более пристального внимания к процессам, происходящим в науке. Дело в том, что ныне в образовании, как среднем, так и высшем, наблюдается подверстывание современных научных достижений исключительно под материалистическое мировоззрение (раньше это было государственным заданием, теперь это делается либо по инерции, либо «по зову серд­ца»). Надо сказать, что достигается это путем манипуляций, заключающихся либо в сокрытии научных фактов, не укладывающихся в материалистическую схему (например, тех, которые не поддерживают теорию эволюции Дарвина и дают основание говорить о ней исключительно как о слабо аргументированной гипотезе), либо путем наделения самой науки такими прерогативами, которые она сама, будучи точным, опытным знанием в области физической действительности, базирующимся исключительно на математическом языке, понести не в состоянии (идеологемы «научного мировоззрения»). Словом, мы, получая абитуриентов из наших общеобразовательных школ, сталкиваемся с таким печальным явлением, как тотальная позитивистская индоктринация в системе школьного образования (а значит, – и высшего, поскольку учителей готовят институты). От школьников, например, скрывают тот факт, что наука не может ответить на вопрос о причинах зарождения жизни. Они, окончив школу, в простоте сердечной, так и думают, что «наука доказала, что жизнь возникла путем эволюции»; от них скрывают сложные мировоззренческие дилеммы, которые ставит теория большого взрыва в космологии; не будет преувеличением сказать, что тайна мироздания – от клетки до универсума – проходит мимо их умственного взора. Как будто существует лишь одна традиция толкования научных данных и открытий – исключительно материализм, исключительно позитивизм, исключительно Огюст Конт с Карлом Марксом. Куда девать Платона с Аристотелем, (стоящих, к примеру, значительно ближе к современной квантовой физике, чем атомисты), русских религиозных мыслителей, многие из которых в своем развитии отвергли материализм и пришли к идеализму, – непонятно. Уже из этого краткого замечания следует, что задачи перед изучающими этот предмет стоят масштабные: оценить существующие концепции современного естествознания. Недавно Русская Православная Церковь приняла основополагающий документ «Основы социальной концепции», в нем богословски осмысливаются отношения человека и социума, сложные проблемы, которые выдвигает жизнь в нравственной сфере (биоэтика, образование, экология). В течение семестра студенты изучают этот документ в отдельном предмете.

В каком-то смысле предметами пропедевтическими можно назвать предметы философского цикла. Семинаристы изу­чают историю философии, историю современной западной философии, историю русской религиозной философии. При изучении этих предметов важно показать логику развития философских учений. Студенты могут удостовериться, что каждая философская система – это не прихоть ее создателя, но попытка ответить на вечные вопросы человеческого духа. В философских курсах прослеживается логика зарождения западных течений философской мысли из сложных процессов, протекавших в лоне Католической церкви, оторвавшейся от единства со Вселенской Церковью (рационализм схоластики). Эти течения все далее и далее отходили от онтологизма великих древних систем и, все более и более дробясь, дошли почти что до тотального гносеологизма, так что главным вопросом для очень многих западноевропейских философов стал вопрос о том, как мы познаем. Но, поскольку с онтологизмом было покончено, ответа найти не удается. За немногими исключениями (экзистенциализм, неотомизм) западные философские течения превращаются в интеллектуальную игру, уводящую человека от насущных вопросов. К разряду пропедевтических мы отнесем такие предметы, как риторику и логику.

В патрологии изучаются предметно учение и творения святых отцов. Студенты призваны детально знакомиться со святоотеческим наследием, читая не только пособия, но, прежде всего, сами произведения святых отцов, что очень важно. Мы иногда сами не всегда четко себе представляем объем богатства, которое нам оставили святые отцы. С 2005 года у нас введена русская патрология. Было решено, что наследие отечественных подвижников заслуживает более пристального внимания и изучения. Блок исторических дисциплин включает в себя общецерковную историю (изучающую историю Церкви до откола Католической церкви в 1054 году), историю Поместных Православных Церквей, историю Русской Православной Церкви, византологию, историю России, историю Сибири. Следует отметить значительное расширение программы по изучению истории Русской Православной Церкви в 20 веке. Снят государственный запрет с изучения истории трагического 20 столетия, в котором были явлены мужество, стойкость и верность бесчисленного сонма новомучеников и исповедников Российских. Сейчас открыты архивы, публикуются ранее закрытые документы. Изучение и осмысление истории Русской Православной Церкви в 20 столетии – задача, думается, общецерковного масштаба. Примыкают к блоку исторических дисциплин история религий, изучающая нехристианские религии, сравнительное богословие, изучающее традиционные западные христианские исповедания, и сектоведение, изучающее новые протестантские секты.

Важнейшим является блок практических дисциплин, которые готовят семинариста к пастырскому служению на приходе. Сюда относятся: литургика, рассматривающая порядок совершения годичного, недельного и дневного круга богослужений; гомилетика, или искусство проповеди, связанная с риторикой и закрепляющая практические навыки произнесения проповеди; практическое руководство для пастыря; каноническое право, изучающее канонические основы устроения Православной Церкви; миссиология, рассматривающая особенности современного миссионерского служения пастыря; организация приходской жизни, дисциплина, дающая практические юридические и бухгалтерские знания, необходимые пастырю на приходе; основы медицинских знаний. В учебном плане наличествуют и педагогические дисциплины. Это психология, изучающая возрастные особенности учащихся; православная педагогика и педагогическая практика. Студенты проходят пассивную и активную педагогическую практику в общеобразовательных школах города Тобольска.

Каждый студент 5 курса должен подготовить и провести два урока по основам православной культуры. Блок языковых дисциплин включает в себя русский язык, изучение которого в школе мы считаем совершенно недостаточным; стилистику; культуру речи; церковнославянский язык, изучаемый в течение четырех семестров; новые языки (английский или немецкий), латинский язык, древнегреческий язык, древнееврейский язык. Кроме того, для желающих глубже изучить древние языки предлагаются спецкурсы по этим дисциплинам.

Форма занятий в Семинарии – традиционная, лекции и семинары. Занятие длится 1 ч. 20 мин. Каждый день проводится по 4 занятия (в субботу – 3). В конце учебного года проводится экзаменационная сессия, для старших курсов введена зимняя сессия. Студенты пишут по 3 сочинения в год (объема вузовской курсовой), на 4 курсе – курсовая работа, которая должна быть тематически связана с будущей дипломной работой. На 5 курсе выделяется время в расписании для написания дипломной работы. Объем ее должен составлять 40-50 страниц. Если работа носит оригинальный научный характер (на основе архивных источников, перечень которых должен быть помещен в приложении), то объем не ограничивается. Уместно сказать, что у нас в библиотеке имеются дипломные работы, которые, при технической доработке, вполне могли бы быть защищены в качестве кандидатских диссертаций в светских вузах.

Вуза не существует без библиотеки. Прежняя библиотека Тобольской семинарии до сих пор не возвращена исконному владельцу – Тобольской Православной Духовной Семинарии, поэтому формирование библиотеки в 1989 году пришлось начинать, практически, с нуля. Сейчас фонды насчитывают свыше 50 тысяч единиц хранения. Возможно, что по объему это не очень много. Но необходимо иметь в виду, что наша библиотека - специализированная: в ней хранятся книги по богословию, философии и истории. Если брать специализированные фонды по богословию (в том числе на древних языках) и философии, то наша библиотека превосходит библиотеки всех вузов в нашем Тюменском регионе, а также областные научные библиотеки - Тюменскую и Омскую, фонды которых насчитывают миллионы единиц хранения. Мы об этом говорим определенно, поскольку имели возможность знакомиться с этим на местах.

Для занятий отведен читальный зал, а также компьютерный класс с современным оборудованием; студенты имеют возможность на вечерних занятиях заниматься в аудиториях. Можно сделать вывод, что Тобольская Духовная Семинария располагает всем необходимым для качественной подготовки священнослужителей и специалистов в области православного богословия.